Обновления
Новости
Урановские чтения
Биография, воспоминания
Труды  Уранова
Правда об Уранове
Галерея
Гостевая книга

 


Урановские чтения МЦР 20.04.2004

ЧУВСТВОЗНАНИЕ: размышляя вместе с Н.Урановым

 Герасимова И.А. д. филос. н., профессор,  Институт философии РАН 

Герасимова И.А. –  д. филос. н., профессор,  Институт философии РАН Со времен Прометея, давшего людям огонь разума, человек весьма преуспел в своем творчестве. Сначала он научился создавать вещи и технологии их изготовления, в XX веке человек научился делать вещество  (химические элементы и соединения) и новые материалы, биотехнологии позволили создавать новые виды живых существ и посягнуть на искусственное воспроизведение человека путем клонирования. Человек конструирует искусственный разум в виде интеллектуальных машин. Им создана новая природа, которую называют техносферой, а количество артефактов растет с невиданной быстротой – то и дело появляются надписи:  “продукт идентичен натуральному”.  Философы усматривают в человеке  творца по типу планетарного демиурга. Новым переменам в жизни людей должны были бы соответствовать  новые отношения и новые способности, однако большинство людей как бы пребывают в технократической эйфории, порой не замечая, что чудесное рядом и оно касается их самих. Николай Александрович Уранов в очерке, написанном в 1979 г., удивительно точно подмечает эту особенность нашего времени: «Наступила эпоха развития ЧУВСТВОЗНАНИЯ, или мудрости, живущей в сердце. Люди новой эпохи приступили к исследованию и “завоеванию” космических просторов. От земли люди повернулись к небу – к Беспредельности. Техника помогла людям создать замечательные телескопы, представление о Вселенной необыкновенно расширилось. Но к этим достижениям необходимо присоединить ЧУВСТВОЗНАНИЕ, именно чувствознание поможет людям проникнуть не только во внешнюю глубину Беспредельности, но почувствовать и понять ее внутреннюю, духовную глубину. Почувствовать и понять, что за завесой этой “бездушной”, сияющей и холодной  материи скрываются одухотворенные, Разумные Силы, Строящие и управляющие построенной Ими Вселенной.

Чувствознание – это аппарат, которым в совершенстве владеют Строители Космоса. Ныне этот аппарат предлагается человечеству. С помощью этого аппарата можно достичь величайшего из познаний – познания Беспредельности, с помощью этого аппарата можно проникнуть всюду»[1].

У Николая Александровича есть ряд очерков, посвященных прямо или косвенно чувствознанию: «Ощущения», «Суд сердца», «Магнитом сердца», «Распознавание», «О чувствознании», «Сердце как средоточие» (в кн.: «Огненный подвиг»), отдельные страницы РНБ, особенно начало IV тома РНБ. В них он разбирает и поясняет сущность чувствознания, размышляет над тем, как развить в себе эту способность. Я попытаюсь как бы продолжить размышления писателя и философа, погрузив их в контекст современной жизни, науки и философских концепций.

Что же такое чувствознание, какова его природа?

Чем чувствознание отличается от чувственного познания, о котором говорит теория познания?

Что отличает чувствознание от чувствительности, которую обнаруживают у животных и даже у растений, и относительно которой животные превосходят человека?

По каким признакам можно судить о проявлении чувствознания?

Существовала ли эта способность ранее или появилась?

Как развивать в себе чувствознание? Что этому препятствует?

О природе и назначении чувствознания

Размышляя над параграфом 104 Беспредельности (РНБ–IV), Уранов делает выписки из книг Живой Этики, в которых раскрывается сущность психофизического центра Чаши, центра Сердца и с ними связанного чувствознания.

Для людей, воспитанных в западной культуре, Елена Ивановна Рерих поясняла, что чувствознание раньше называлось интуицией  [ПЕИР, V, 51]. Отмечу, что в традиционной теории познания выделяли две ступени – чувственную и абстрактную. Чувственное познание – это непосредственное познание с помощью органов физических чувств (ответ сенсорной системы организма на внешние воздействия среды), а абстрактное – опосредованное, логически-понятийное познание с помощью речи и языка. Такое понимание познания выстаивалось на основе господствовавшей методологии физиологических исследований, прослеживающих реакции организма от первичного сигнала-раздражителя и поступления в ЦНС и наступление обратной реакции. Чувствознание-интуиция может проявлять себя через ощущения (восприятия), но к тому, что понимается под чувственным познанием не сводится. В альтернативных концепциях познания делается акцент на творчески-конструктивном характере познания – человек строит модели окружающего мира, внешние впечатления организуются и понимаются им в соответствии с моделями. В этом процессе интуиции отводится важная роль как озарению, предчувствованию, предзнанию, знанию по антиципации (предвосхищению). Различают виды интуиции – чувственная (эмоциональная), художественно-образная, интеллектуальная, практическая, духовная. Можно сказать, что каждый род деятельности выявляет и развивает особые качества интуиции. Чувствознание как интуиция включает в себя прежние формы, но к ним не сводится. С чувствознанием связан новый уровень раскрытия интуитивного начала в человеке.

С применением тонких технических приборов в биологии становится ясно, что живые существа – растения, насекомые, рыбы, птицы, животные – несоизмеримо превосходят человека в чувствительности. Феномен предвидения природных явлений у живых организмов не поддается объяснению. Феномен биолокации – также загадка.  В живых системах обнаруживают память, восприятие, чувствительность, распознавание, предвидение, коммуникации, кооперативное поведение, обучение, в определенном смысле свободу выбора, элементы материальной культуры, проявления эстетического чувства, когнитивное (информационное) картирование.  Знако-символические языки живых организмов имеют физико-химическую, биофизическую, биологическую  основу, а также и социальную (например, каждая стая дельфинов говорит на своем диалекте). Они используются для ориентации в среде, выполнения жизненных функций и коммуникаций. Однако, превосходя обычного человека по чувствительности, животные не обладают качествами разума человека, их мышление не связывает причины и следствия сиюминутно, возможности их творчества несравненно ограничены. Притупление чувствительности человеком в ходе эволюции явилось своего рода защитной реакцией на грубые условия среды и неуправляемость собственных психических процессов. Однако тонкая чувствительность в человеке пребывает в латентном состоянии и с глобальным изменением планетарных условий должна развиться в чувствознание.  Чувствительность и даже тонкое чувствование являются необходимыми условиями для чувствознания, но не достаточными, так как требуется развитость сознания и мышления.

В чем же метафизический смысл чувствознания?

Чувствознание связано с психофизическими центрами Чаши и Сердца. Центр Чаши – это хранилище всех достижений и накоплений в прошлых жизнях, которое активизируется в переходных точках эволюции. Луч Иерарха пробуждает в Чаше латентные силы, Учителя притягивают учеников. Начинается магнитное влечение, которое ведет к последующему росту сознания и утончению чувствования. Таким образом, идет построение новой ступени космической эволюции. «Центр “чаша помещается среди нервных узлов, над солнечным сплетением, на уровне сердца, несколько правее, образуя треугольник с центром сердца и солнечным сплетением» (РНБ–IV, с. 22). Пробуждается чувствознание с напряжением действия психической энергии. Этому могут способствовать вибрации светил. Уранов поясняет: «Лучи светил могут пробуждать в хранилищах накоплений человека его прошлые таланты, и он может являть чудеса достижений, часто совершенно несвойственные данному воплощению»[2]. Можно привести немало примеров из жизни, когда люди проявляют разносторонние таланты или вдруг кардинально меняют интересы и сферы деятельности.

«Чаша» – прошлое, сердце – будущее (И, 448). Сердце есть высшее выражение шестого принципа (буддхи, духовности) (ПЕИР, II, 417). Утончение сердца в Живой Этике понимается как ключ ко всем достижениям. Сердце – это центр, в котором синтезируются все энергии, земные и космические, микрокосм соединяется с макрокосмом через средоточие – сердце. Чувствознание – это особый род сердечной, духовной интуиции, развитие которой приведет к приобщению человека к сознанию Космоса. На каждом этапе эволюции перед человеком ставятся определенные задачи, для выполнения которых формируются и соответствующие способности. Так, и в будущей седьмой расе будет раскрыта еще новая способность – синтез духовности.

Как соотносятся эти мысли о сердце и о чаше с философскими и духовными учениями?

Сердце мыслилось как центр индивидуального сознания человека в практике православного аскетизма (исихазм), бхакти-йоге, суфизме, через который достигалось состояние Высшего общения человека и Бога. О значении сердца писали многие философы и поэты. В Живой Этике указывается на, я бы сказала, «демократизацию» этой способности, ее пробуждение и развитие у всех людей будущего.

Сама жизнь ставит перед лицом человека проблему интеграции. При современных средствах связи созданы невиданные дотоле возможности коммуникаций и возможности познания других культур. Интенсивный обмен опытом и знаниями происходит в масштабах всей планеты. Люди осознают право на иные стили мышления и образы жизни. Идут сложные процессы и ассимиляции, и отторжения. Множество негативных тенденций связано с негативными аспектами глобализации и антиглобализма. И неискушенному человеку порой очень трудно разобраться  в разнородных влияниях и взаимодействиях. Есть тенденция «тянуть каждому одеяло на себя», т.е. утверждать свой образ жизни и свое мировоззрение как подлинно верные. С другой стороны, есть опасность «утраты идентичности», потери своей личной и групповой (национальной) индивидуальности, безличной унификации. С точки зрения учения о чувствознании любой эгоистический индивидуализм  (личный или национальный) – показатель незрелости и неразвитости этой способности. Уранов по этому поводу замечает: «Одной из важных особенностей синтетического центра является способность ВМЕЩЕНИЯ любой силы, любого явления. Так, например, синтетический разум вмещает все представления отдельных религий или философий, ему чуждо заявление представителей отдельных религий или философий: “моя вера – единственно правильная вера”, “мой народ – самый лучший”, “моя философия – единственная философия, правильно объясняющая явления жизни”». Я считаю, что если кто-либо в своих учениях заявляет о любви и ее не демонстрирует в поддержании диалога культур, тот на самом деле ее не имеет.

Возможности культурного обмена привели к тому, что западные люди с увлечением начинают заниматься древними духовными практиками Востока. Мы многое узнаем из того, что раньше было недоступно. Как к этому относиться? И как относиться к учениям о других важных психофизических центрах? Какие из них главные? Уранов почти полностью цитирует 549 параграф из книги «Знаки Агни-Йоги», в котором дается ответ на последний вопрос. «Правильно определить Кундалини как отвлечённое начало. Когда условия жизни Земли были грубы, нужно было увлечь дух в высшие сферы. Предварительно первенствовал Глаз Брахмы, затем он сменился торжеством Кундалини. Но достижения Самадхи не уберегли человечество от ужасов рабства и предательства.

Теперь время настаивает на синтезе действия. Чувствознание даст этот синтез земного существования. Сокровище чувствознания заключается в Чаше, потому к двум первоисточникам следует добавить ещё расцвет третьего центра. Пусть радуга Кундалини увлекает вверх, но нужно на Земле построение земное. Нужно приложить к столбу основание, как почерк к мысли. Чаша, давно замолкшая, снова оживёт. По новому пути пойдет человечество. Трое Владык, три центра составят сотрудничество здесь.

Кто может сознать дополнение Чаши к Кундалини, тот поймёт, как отец поручает сыну земное царство. Кундалини – отец, зачинатель восхождения. Чаша – сын, отцом пробужденный. Кто знает начало отца, тот при смене рас познает сына. С Чашей подвига – действие. Так ничто не оставлено, но усилено. Пусть Глаз Брахмы будет естественным дополнением этого состояния» (с. 309–310).

В своем высшем развитии (с открытием всех центров) разумное существо достигает сознания Архата, обладающего высшими космическими силами – духоразумением (понимание всех проявлений космической энергии или жизни), духознанием (знание всех свойств и сил субстанций планеты) и духопроявлением (владение всеми силами духа в материи, или субстанции нашей планеты). Все эти признаки богочеловечности даются через накопление «чаши». Полная «чаша», таким образом, является и «чашей» Амриты, или «чашей» Бессмертия. Накопивший «чашу» Амриты овладевает даром «созерцания миров», или самадхи (см. РНБ, с.50).

Человечеству предстоит проделать немалый путь к гармонизации сознания и полному проявлению потенциальных божественных качеств. На этом пути пока ещё неразвитое сердце должно быть дополнено критическим разумом, а по мере утончения чувств будет развиваться и синтетическая способность разума. В теориях творчества высказывается немало идей, направленных на развитие синтетического начала мышления. Например, предлагается соединять творческое, критическое и практическое мышление. Развитое мышления предполагает выявление и гармонизацию трех начал – Творца, Критика и Деятеля. Эта практика предполагает развитие в себе синтеза воображения и интуиции («творец»), систематической работы интеллекта и критического анализа («критик») и воплощения идей в действии («деятель»). Такое соединение аспектов можно также назвать: идея – мечта - мысль - действие, мечтатель - критик - реалист. Предполагается критическое отношение не только к идеям, но и к их воплощениям. Критик не должен подавлять мечтателя и реалиста, иначе воображение будет сковано, да и ничего сделать не сумеешь - вся энергия уйдет в слова и сомнения. Соединение «тщательного мечтателя» с деятелем делает творчество полноценным.

Универсалистское мышление, сочетание в себе мечтателя, критика и реалиста относят к признакам гениальности. Интересно, что выдающийся религиозный и политический деятель Индии Махатма Ганди (1869–1948), видимо, сочетал эти черты в своей личности. Определяя новый смысл политики и религии, Ганди сказал группе миссионеров в 1938 году: «Я не мог бы вести религиозную жизнь, если бы я не идентифицировал себя со всем человечеством, а этого я не мог бы сделать, если бы я не принимал участия в политике. Весь спектр деятельности человека сегодня составляет одно неотделимое целое… Я не знаю никакой религии, кроме деятельности. Она предоставляет моральную основу для всех других видов деятельности, без которой жизнь будет лабиринтом звука и гнева, ничего не означающей». Настаивая на религиозных ценностях, Ганди отвергал социально-оформленные религиозные убеждения и ритуалы. Как отмечают исследователи, для него Карма-йога была философией жизни: человек должен делать то, что от него ожидается, чтобы достичь духовной реализации[3].

О проявлении чувствознания

Где и как проявляется чувствознание? Я бы выделила следующие важные сферы: познание, общение, Высокое общение и Высокое познание.

Познание. Две ключевых момента в творчестве всецело определяются действием интуиции: начало – рождение желания (намерения), выдвижение гипотезы в науке, постановка проблемы (цели, задачи) и конец – принятие решения. Приведу некоторые примеры. В ситуации технической эйфории часто люди надеются на приборы, которые, как им кажется, помогут в постановке точного диагноза. Однако прибор выявляет всего лишь один из факторов. Диагноз ставит опытный врач, в условиях неопределенности опираясь на свой опыт и интуицию.  Сейсмологи специально занимаются проблемами интерпретации показаний приборов: сложность вибрационных взаимодействий не позволяет даже  профессионалам делать точные выводы. Химики работают с ценными кусочками информации, которые предоставляют им осциллографы и спектрометры. Только опытный профессионал может создать связный рассказ о молекулярной структуре и часто этот рассказ оказывается правдивым, – пишет о своей профессии американский химик Р.Хоффман[4].

Выявляются и осваиваются методы тренировки интуиции, человек учится управлять ею. В некоторых областях, например, в экономике, управлении, в инновационных творческих коллективах, практикуются методы активизации интуиции (экспертный анализ, мозговой штурм и т.д.). Осознается значение личного опыта  и личностных качеств в  совместном творчестве и исследовательском поиске. В англо-американской литературе по научно-исследовательской работе имеется примечательный термин – серендипити, который был введен в научный обиход в середине XVIII века после того, как была опубликована книга о трех принцах острова Serendip (Цейлон). Читателей потрясла способность одного из принцев делать совершенно неожиданные для себя открытия, благодаря счастливой случайности. В научной литературе термин  серендипити употребляется для обозначения счастливых случаев и подчеркивания значения научной подготовленности для успешного использования таких случаев. Исследователь должен уметь проявлять интуитивную чуткость и проницательность в отношении нового иного, когда ищет совсем другое.

Отмечу еще один примечательный факт, свидетельствующих о сдвигах в пользу осознания роли чувствознания. Для научного познания всегда было обязательным требование доказательности суждений и теорий. В господствовавшей ранее рационалистической парадигме принимались во внимание (с времен  Аристотеля) три типа аргументов: к реальности (аппеляция к фактам и закономерностям реальности, в науке – к теории, к методологии, к фактам), к общественному установлению и признанию (традиции, практики, свидетельства), к логико-языковому порядку (к правильному мышлению, к здравому смыслу). С осознанием роли личного опыта в религиозном познании, в науке, в искусстве, в жизни наряду с тремя вышеуказанными вводится четвертый тип аргументов – к самосознанию и личностному опыту (аргументы к интуиции, к личностному знанию эксперта, ко вкусу, к мистическому опыту). Все это свидетельствует о повышении роли интуитивного начала в рациональном мире и подтверждает пророчества Живой Этики и наблюдения Уранова.

Общение. Путь к управлению интуицией лежит через самопознание, самонаблюдение, саморегуляцию. Уранов посвящает особый очерк развитию способности разбираться в своих ощущениях. Он поясняет, что в подавленном состоянии в нас вспыхивают отрицательные качества с пропорциональной силой, а в приподнятом состоянии «мы неумно растрачиваем этот прилив сил в козлиных прыжках и никому не нужных необузданных действиях» («Ощущения» в сб. «Огненный подвиг», с. 67). Между тем не замечаем приближения добрых или темных сил. Состояние внутреннего покоя  – необходимое условие проявления настороженной чуткости сердца и развития чувствознания. Со своей стороны замечу, что два состояния – переживание и обдумывание (рефлексия) обычно взаимоисключают друг друга. Находясь в ситуации, человек не отдает себе отчета о ней, о воздействиях, втягивается в игру, отдает свое внимание (дань вежливости). Ему трудно видеть и себя, и ситуацию со стороны. Привычка обдумывать ситуацию post factum тренирует и воспитывает бдительность и критически-взвешенное к ней отношение. Но стоит отличать обдумывание, которое ведет к разрешению проблемы, от самовозбуждения мыслепотока под влиянием конфликта, обиды. Непосредственный контакт с обидчиком давно прошел, но человека продолжают мучать переживания и негативные ожидания. От них не отделаться, если специально не заниматься практиками очищения (хотя бы художественным творчеством).

Распознавание подлинной сущности человека, черт его характера, прогнозирование его поведения – одно из проявлений чувствознания в общении. В очерке «Распознавание» Уранов пишет: «Зная силу привлекательности и не обладая этим качеством, множество людей носят маски, которыми прикрывают свою подлинную сущность» («Огненный подвиг», с. 226). Уранов отмечает, что «размеры распознавания прямо пропорциональны размерам сердечного огня». Как и все чувства, чувство распознавания может быть воспитано. «Жизнь чрезвычайно богата обстоятельствами, которые дают богатую пищу распознаванию, и воспитание его не только необходимо, но и увлекательно. Не важно, лишь бы подозрительность не взяла верх над зоркостью, и лишь бы наряду с распознаванием не было бы забыто его второе крыло – доверие» (там же, с. 228). Воспитание распознавания приобретает особое значение во время господства над рядовым человеком СМИ, телекоммуникаций, политтехнологий, когда используются лучшие достижения науки и искусства для фальсификации и манипуляций.

Высокое общение. В очерке «Магнитом сердца» Уранов раскрывает тему Высшего общения между Учителем и учеником. «Только притянутый магнитом своего сердца к сердцу Учителя, ученик может являть творческий обмен энергией по каналу магнитного притяжения – по чудесной серебряной нити высшей любви» («Огненный подвиг», с. 178). Почему же так трудно распознавание Учителя? Этот вопрос как нельзя актуален сейчас, когда для обозначения яркого феномена нашей жизни даже появилось выражение «бизнес-гуру». Ответ прост: «Потому что слишком мало таких излучений сердца, которые могли бы качеством своим соответствовать качеству Высшего Магнита. Ведь психо-духовное притяжение может быть явлено лишь в том случае, когда налицо соответствие магнитов. Ведь любовь есть тяготение к прекрасному, но разве представление о прекрасном живет во всех сердцах?» (с. 178–179). Ситуация обостряется в эпоху глобального кризиса. Если бы сейчас пришел Христос в простой одежде и как простой человек, – пишет Уранов, – мало кто распознал бы в нем Великого Учителя. Уранов писал это эссе в 1942 году, но его оценки Армагеддона как нельзя актуальны и сегодня. Замечу, что сейчас, например, в эстетике выделяют два направления – эстетику прекрасного и эстетику безобразного, причем последнее сознательно усиливают, прикрываясь словами о свободе творчества. О воспитательной функции искусства в постмодернизме говорят как о нечто отжившем. Воспитание Красотой остается делом семейным, но в масштабах общества и цивилизации культивируется эстетика безобразного. Противостоянием может быть только – единение пробужденных духом и красотой (не взирая на личностные диссонансы).

Высокое общение предполагает достижение гармонии сознаний и тем самым соединение разных планов бытия. Высшее управляет низшим – космический закон. Высшее в иерархической цепи сознаний является синонимом более высокого целого, отсюда понятно, почему высшее по космическому право управляет низшим, ведет его. Поясним сказанное на системе ученичества. У каждого ученика есть свой Учитель, у которого был также Учитель. Есть Учителя, достигшие высоких ступеней посвящения, что означает и более высокой степени духовности, просветления, и что самое важное, более высокой степени широты сознания, вплоть до овладения духоразумением, духознанием и духопроявлением. Последнее означает достижение состояния самадхи – способности созерцать духовные миры и достижение степени космического сознания. Сознание ученика, достигшего известных степеней развития, может перенестись в более широкое сознание учителя, мыслящего и действующего со знанием высшей целостности. Через систему ученик-учитель достигается гармонизация всех уровней сознания и обеспечивается связь между мирами.

Высокое познание. Чувствознание – это особый тип мышления, связывающий три мира – земной, тонкий и огненный. При полном развитии этой способности человек становится сотрудником Космических сил. Чувствознание – это тип мышления, для которого ведущим принципом, ориентиром является Красота. Три идеала, о которых учил еще Платон, сливаются воедино – Истина, Добро и Красота. Природный закон устанавливается, если он отвечает критерию Красоты. Рай на Земле – это Красота человеческих отношений. Только синтетическое и чистое сознание может вместить красоту Высшего Бытия, – пишет Уранов.  В пробуждении и развитии этой способности высшим стимулом является искусство. В РНБ (том V, с. 377) он размышляет над строками «ЧУВСТВОЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТ СПОДВИЖНИКУ СИМВОЛ НОСИТЕЛЯ ЧАШИ КРАСОТЫ» (И, 359). «Возрождение духа (возрождение Высшего Манаса) есть приобщение духа к Высшему миру. Высший мир есть Мир Огненный. Приобщается дух к огню через возжжение своих высших центров. Именно огнем своих центров мы приобщаемся к Огню. «МОЛИМСЯ ЗВУКАМИ И ОБРАЗАМИ КРАСОТЫ» (Зов, 1922, февраль 16). Чувствознание подсказывает, где истинная, объективная красота. Красота есть Бог – Высшая Сила. Последние воплощения Сподвижника (Фидий, Державин, Леонардо да Винчи) завершили накопление Его «чаши» познанием Красоты. Каждый уходящий с Земли должен «вознести» свою «чашу». Сподвижник вознес свою «чашу» КРАСОТЫ. Красота объединяет все достижения и потому являет Синтез «ЧАШИ». (РНБ–V, 377).


[1] Уранов Н.А. О чувствознании // Огненный подвиг. Рига-Москва. 2003. С. 412.
[2] Уранов Н.А. О чувствознании. С. 413.
[3] Цитата и материал взят из Кумар А. Ганди и “Гита”: выходя за пределы поиска нового языка политики // Индия. Перспективы. Сентябрь. 1999. С.15.
[4] Хоффман Р. Такой одинаковый и разнообразный мир. М.: Мир. 2001. С.27.
 
www.uranov.ru