Обновления
Новости
Урановские чтения
Биография, воспоминания
Труды  Уранова
Правда об Уранове
Галерея
Гостевая книга

 


Урановские чтения МЦР 20.04.2004

Размышляя над проблемой Учителя

Богословский С.Ю. - к.х.н., доцент, Московский институт стали и сплавов.

Богословский С.Ю. - к.х.н., доцент, Московский институт стали и сплавовПроблема воли; вопрос согласования личной и высшей воли; проблема Любви и созвучие Любви, как всеобщего принципа и основы мира, с личной любовью; вопросы дружбы, сотрудничества, строительства личного и государственного, – всё это различные аспекты одной проблемы: проявления ведущего начала в жизни. Сегодня у нас первые Урановские чтения, и хочется затронуть самое близкое, самое насущное в этой проблеме: то, что обобщено понятием Учитель. Учитель Незримый – единый для всех (Мировая Душа) – и учитель земной. Ученик как независимая творческая единица и круг учеников как отражение космического единства. Одно вмещает другое и всё же имеет отдельное бытиё, постольку поскольку индивидуальная воля независима от воли Высшей. Но при гармонизации с единым творчеством Космоса условные границы стираются. В этом построении земной учитель и круг учеников символизируют тело Небесного Единства в той мере, в которой меж ними проявлена творческая любовь.

Если вспомнить самые дерзновенные мечты, в основе их всегда будет знание души о Единстве творческого мира и тоска о единстве средь разобщённости земной. Любовь, являясь самой субстанцией души, стремится творчески выразить себя на земле. От малого единства – земной семьи до планетарного Единства – Семьи народов. Но проявление единства иерархично. Только так возможно строительство без разрушения.  (Хотя любое строительство сопряжено с циклическими кризисами.) Сочетание разнообразных начинаний, соотнесение их с общим планом невозможно вне Иерархии, без Учителя. Поэтому каждый, кто стремится к сознательному строительству, покидая океан человеческого хаоса, учится гармонизировать индивидуальное с Единым и должен решить весь спектр возникающих при этом вопросов. И первым среди них будет вопрос о ведущем Начале и об Учителе.

Однажды я восторженно отозвался о Н. А.Уранове в разговоре с коллегами – в педагогической среде. Сказал, как много он мне дал в формировании моего мировоззрения. Интересно, интересно, ответили мне: «Расскажите о нём поподробнее: какой институт закончил, какое учёное звание имеет?» Признаюсь: я был в затруднении. Ведь не юридическим образованием ценен для меня его опыт. Да и его философское наследие до сих пор практически не освоено научной мыслью. Возможно, потому что  Николай Александрович не был учёным в узком смысле этого слова, предполагающем исследование мира и накопления знаний о его природе. Он жил, будучи частью мирового единства, и его наследие особенно близко тем, кто чтит этот мир как живое божественное проявление и стремится стать его неотъемлемой творческой частью. Такой исследователь не отвергнет Ключ астрологии, не откажется очистить от грязи основы жизни и не удивится, что горизонт отодвигается  по мере роста: на место решённого вопроса приходят несколько новых.

Как же не потеряться среди новых идей? Что же послужит опорой для размышлений в избранном направлении? Вчерашние формы быстро становятся тесны, но мысль требует выражения, а сознание –  обобщения достигнутого.

Высшим языком, постижимым разумом, является язык символов. Особенностью символа является возможность его постижения одновременно не только разумом, но и сердцем. Это связано с тем, что символ является отражением реально существующей части живого Космоса и помогает сознанию соединиться с ней через сердечное устремление. Чрезвычайно интересны с этой точки зрения астрологические символы и среди них – символ Зодиака. Каждый символ многогранен и обладает свойством сочетать в себе принципы проявления идеи на разных планах. В этом смысле он является универсальным ключом к книге Жизни многоплановой Реальности. Символом для проявленной жизни выбран крест.

В одном из приложений горизонтальная черта символизирует притяжение между мужчиной и женщиной, которое порождает вращение. Вертикальная черта при этом символизирует градации материального между двух полюсов духоматерии. Высший полюс доступен нашему сознанию через Иерархию Света. Низший – обобщён понятием Хаоса. Устремляясь вверх или вниз, семья претворяет вращение энергии в восходящий или нисходящий вихрь.

Качество этого вихря зависит и от потенциала духов, создавших семью, от качества их взаимной любви, и от полюса их совместного устремления, и от силы этого устремления.

Искренние, сердечные отношения между супругами формируют пространство любви, и такая семья в силу закона духовного притяжения устремляется в спиральном восхождении к высшему полюсу. Большую красоту может принести в жизнь осознание этого полюса. Конечно, у каждого сердечно-живого человека есть интуитивное ощущение Бога. Но осознание Иерархии Света – увлекательнейший и трепетный процесс, во время которого высокое религиозное чувство разворачивается в беспредельное духовное пространство. Это пространство деятельной Любви. И Его силы персонифицированы. Осознание – просто явная сторона приближения. А приближаться есть к кому! Помимо анонимных деятелей, чья биография неизвестна миру, среди сознательных строителей немало известных учёных и деятелей культуры.  Кстати, среди них немало и наших соотечественников. Весь мир признал огромный вклад Елены Петровны в развитие научной и философской мысли, когда 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Блаватской. И величие семьи Рерихов становится всё более очевидным. Уже не вызывает удивление, что их в Индии величают Махатмами. Мы постепенно узнаём биографии учеников Рерихов. Публикуется переписка, труды, воспоминания. Среди тех, кто связал свою жизнь с Россией, – Борис Николаевич и Нина Ивановна Абрамовы, Альфред Петрович Хейдок. У них были свои ученики. Среди учеников Абрамова – Лидия Ивановна и Николай Александрович Зубчинские-Урановы. Прекрасно представлять Иерархию как лестницу, устремлённую в Беспредельность от ближайшего к нам звена. Конечно, нам близко духовное пространство России, и мы, россияне, должны особенно оберегать творческое наследие наших соотечественников!

Казалось бы, понятие Идеала, идеального (максимально совершенного) в самой своей сердцевине предполагает его удалённость, вечную недостижимость, вроде ускользающей линии горизонта. Да, материальное обладание идеальным представляет собой парадокс и в принципе невозможно. Но в мирах тонкоматериальных приближение к Идеальному происходит по мере оформления его в сознании стремящегося и пропорционально искренности и полноте образа. Удивительно! Стремясь к далёкому идеалу и размышляя о Нём, представляя Его во всех подробностях, мы создаём его в своём сознании и… Как бы далёк он не был в физическом мире, его образ оказывается внутри нас! И теперь идеал может в некотором роде явить Своё Присутствие.

Стараясь жить и действовать так же, как и наш Идеал, мы настраиваем наше существо в созвучие с Ним. А ведь в тонкоматериальных Мирах отсутствует физическая протяжённость пространства. Разделённость там возникает не из-за физической разобщённости (как в нашем плотном мире, когда даже родственные элементы могут быть разделены непреодолимой преградой); разделённость в тонком мире есть следствие различия в утончённости. Всё одинаково утончённое располагается в одном слое (одной сфере). Близость здесь есть следствие созвучия и сходной напряжённости творчества.

Но это означает, что Идеал в мире мысли достижим! Первое же верное представление о Нём устанавливает связь по нерушимому закону соответствия. Ибо мысль притягивается к объекту в силу созвучия, строя мост, для которого созданный в нашем сознании Образ является одним из берегов.

Выражением Идеала для земного сознания являются Учитель Незримый и Сужденная в веках. Мы мечтаем о спутнике, сочетающем достоинства Красоты и Мудрости. Мы мечтаем и о Руководителе, сознание которого – наш небесный дом. Поиски сужденной половины на земле сопряжены с осознанием и преодолением несовершенства земной материи. При этом ищущий искушается низшими коррелятами Небесных сил и должен со всей определённостью ответить искушающёму его, что предлагаемое им – лишь отражение в астральном зеркале Божественного единства. Погоня за отражением бессмысленна. Поддавшийся соблазну изначально обречён на разочарование, ибо вместо чистой воды и бескрайнего горизонта найдёт опьянение и однообразие. Чем дальше он будет углубляться в мир манящих образов, тем яснее чувствовать, что за ними ничего нет. Упадок сил и сердечная тоска – закономерный итог подобного путешествия.

Удивительно, но начало путешествия к Учителю – это и начало путешествия к Сужденной в веках. Сознание Учителя – небесный дом учеников. Где же, как не в этом доме, искать близкого себе! Ведь высший аспект Учителя – это Мировая душа, лучиком которой является каждое индивидуальное сознание. Мировая Душа в своём единстве. Отправляясь во внутреннее путешествие к Единству, мы закладываем основу для проявления этого единства во внешней жизни, венцом которого является обретение своей половины. 

Жизнь, как путешествие, разбита на годовые циклы. И внутри них есть четыре особые даты. Это верно и для жизни в целом, как для одного цикла, и для каждого года жизни в отдельности.

24 марта, встречая в том числе и частицу собственной души, вернувшуюся из годового путешествия, мы участвуем в мистерии, которая однажды осуществится во всём величии и полноте. Великий парадокс разрешится. Ибо мы не были бы людьми, если бы частица нашего существа не была бы нераздельно связана с Мировой душой, и мы не были бы сиротами, если бы частица наша не одушевляла бы материю. Здесь лишь намёк.

Какая-то часть нашего сознания всегда пребывает с Учителем. Даже если мы ещё не знаем об этом. В момент нашего духовного пробуждения мы вспоминаем наше родство, и земная часть нашего сознания устремляется на поиски небесного дома. И ближайший на этот момент дух – часть единой Мировой Души – отвечает на наш зов. «Учитель один – Мировая Душа, руководителей много», – читаем мы в Учении Храма. Почему же тогда говорят о святости отношений с земным учителем? О верности, пронесённой через века? Одно не противоречит другому. На заре духовного пробуждения, когда высшие импульсы ещё непостоянны и встречи с руководителем ещё не составляют основу земной жизни, в разных жизнях разные руководители помогают росту духа, выявляя соответствующие воплощению качества. Но когда наступает момент духовного возмужания, ученик сам выбирает вектор своего дальнейшего устремления. Он решает твёрдо бороться и более не допустить перерыва в духовном устремлении. Эта верность Мировой Душе имеет и конкретное выражение – верность окончательно выбранному руководителю. Могут ли быть недопонимания и осложнения отношений между ними? Они могут быть между людьми в их обычном земном состоянии. Раз учитель воплощён на земле, значит, он не вполне совершенен. Но в моменты душевного единства с Иерархией Света учитель земной становится проводником Мировой Души, и ученик почитает его как единого Учителя.

Великий принцип «как вверху, так и внизу» требует, чтобы мы строили на земле круг единства, который был бы хотя бы в малой мере созвучен единству Мировой Души. Это тем более касается отношений Учитель – ученик, превращая их в отношения: Учитель – ученики. Единый Учитель в той мере может проявиться среди учеников, в какой они сами создали пространство, созвучное Ему. Это пространство ткётся взаимными чувствами учеников, когда они помогают друг другу через сотворчество и любовь. Ведь любя друг в друге нарождающиеся божественные качества, мы тем самым помогаем их выявлению и росту. Сами эти качества, как лучи света исходящие из Иерархии, имеют своей основой Учителя. Они же связывают воедино Учителя и учеников.

 Как всё красиво на словах и как всё непросто в жизни! Сколь часто основы искажаются последователями! Где то великое начинание, которое спустя века не раскололось на противоречащие друг другу части? Вновь и вновь мы видим эту работу тёмных сил! Больше века назад Владимир Соловьёв издал труд о Вселенской церкви, но кажется, что католицизм и православие так же далеки друг от друга! А что же более молодые построения, направленные на общее благо? И теософское движение не избежало общей участи. Да и рериховское движение неоднородно! Почему же спустя некоторое время прекрасные начинания переживают периоды кризисов, приводящих порой к расколу? Почему некоторые отколовшиеся ветви начинают отрицать ствол, давший им жизнь?

Что до периодических кризисов, то их причина в благодетельном законе циклов, испытывающем построение на пороге нового, более высокого и напряжённого витка. При этом все не справившиеся остаются на предыдущей ступени. Но откуда берётся антагонизм? Оставим до времени в стороне вопрос о роли тёмных воздействий и вернёмся к основе построения.  

Вот круг учеников, ведомых учителем. В той мере, в какой среди них проявлены высшие качества Любви и служения, в той мере и Единый Учитель – Мировая Душа проявляется среди них. Со временем ток, идущий через круг, всё более намагничивает каждого ученика. Что произойдёт, если действия одного ученика поставят его вне круга? Для группы это означает, что прервётся ток и возникнет временное препятствие для проявления Учителя. А для отошедшего? Если в его сердце возникнет обида или осуждение, они изменят саму полярность магнетизма. Притяжение к остальным ученикам сменится отталкиванием. В крайнем пределе любовь может смениться на ненависть. Тут уж недалеко и до соперничества или даже открытой вражды. А если у отошедшего были свои последователи?

Является ли такой печальный итог единственно возможным? Конечно нет. Преодоление обиды на соратников – естественное следствие  любви к единому Учителю. В её свете видно, что корни обиды всегда в собственной природе и она преодолевается работой над собой. Всё же период формирования группы из учеников связан с преодоление многих кризисов. На пороге осуществления своей мечты о единстве душа должна преодолеть несовершенства низшей природы, являющиеся пережитками веков.  Тогда она входит в круг земного единства, являющийся дверью к единству надземному, которое реализуется через учителя.

Затянувшееся отрицание соратников может сделать возвращение в круг невозможным. Ученик в это время движется вниз, а группа уходит вверх. Но любовь к учителю даже в этом случае сохраняет возможность новой встречи, а преодоление отрицания, восхищение бывшими соратниками, ушедшими вперёд, открывает новые возможности для сотрудничества. Но такая победа над собой является труднейшей и часто требует времени. Как и всюду – только предательство окончательно преграждает путь.

Теперь пора поднять вопрос о некоторых излюбленных методах тёмных. При жизни Елены Петровны Блаватской наибольшим нападкам подвергались не её Учителя, а она сама. Некоторые достойные люди говорили, что готовы следовать за Махатмами, но вот Блаватскую не приемлют. Они отрицали ближайшее звено и закрывали для себя продвижение. Это жертвы вбивания клина по вертикали. Когда уже нет возможности отрицать суть учения, тёмные переносят удар на земного проводника, на доверенное лицо Учителей. Он человек и, естественно, обладает конкретным земным характером, который не может быть приятен всем без исключения. Для требовательных к другим, а не к себе, для ищущих лёгкого пути тёмные формируют ложный центр вокруг приятного множествам человека. Так и возникает, например, теософия без Блаватской – известная антропософия Штайнера. И множество людей лишаются самого главного – незримого и вначале почти неощутимого тонкого воздействия, которое передаётся только через настоящего земного Учителя, являющегося в свою очередь принятым Учеником. И незаметно вовлекаются в совсем другой круг, подпадая под влияние сущностей, стоящих за ложным фокусом. История теософского движения хорошо  документирована, и, изучая её, мы сможем избежать многих ошибок в нашем рериховском движении. Ведь и у нас не для всех роль Людмилы Васильевны Шапошниковой как истинного продолжателя дела семьи Рерихов несомненна. Уже появился наш собственный Штайнер. А если присмотреться, то и не один!

Ещё один метод тёмных – это вбивание клина, так сказать, по горизонтали. Исподволь сеется недоверие между представителями различных лучей одного движения. Поддавшиеся наущениям постепенно погружаются в атмосферу склоки и взаимного отрицания. Конечно, это участь лишь слабых и шатающихся. И стыдно оказаться среди них.

В жизни Николая Александровича было много испытаний. Его глубокое и чистое творчество  сильно именно опытом. К сожалению, ещё не написана подробная биография. Но мы знаем, что он пришёл к Учению в 17 лет, так же как и его будущая супруга. Что познакомил их общий учитель – Борис Николаевич Абрамов. Что через полгода после свадьбы Николай Александрович был репрессирован и провёл 11 лет в лагерях, где не раз оказывался на грани смерти. Что его супруга, не имея никаких сведений о нём, хранила ему верность, а узнав, что он жив и находится в лагере, при первой возможности приехала к нему в Сибирь. Не зря в 1952 году в письме к Борису Николаевичу Елена Ивановна Рерих дала ей высокую оценку! Там, в лагерном посёлке, Зубчинские встретились через 12 лет после разлуки. Там, под надзором и угрозой повторного ареста, они жили и работали, а свободное время посвящали Учению. Наконец, спустя 15 лет, по выходе на пенсию, переехали поближе к Алтаю.

Какое из испытаний горше: остаться без любимой и встретиться, когда молодость и здоровье остались позади? Или быть разлучённым с Учителем и лишь спустя 16 лет возобновить переписку через третьих лиц? И никогда больше не увидеть его, не поговорить с ним, даже не написать напрямую без конспирации о том, что так насущно? Ведь как раз на пороге долгожданной встречи летом 72-го года Бориса Николаевича внезапно не стало!

Прошли годы, и вот уже нет среди нас самого Николая Александровича Уранова.  Как заманчиво для тёмных сил посеять недоверие между последователями Учителя и Ученика: Абрамова и Уранова!  Попытаться сделать так, чтобы одни порочили имя другого! Это разом поставит вне защитного круга Иерархии и тех, и других, а дальше останется лишь раздувать пламя вражды! А какую боль принесёт такое развитие событий самим Борису Николаевичу и Николаю Александровичу?! Наверное, вы скажите, что подобное среди знающих Живую Этику невозможно? Как ни странно, такие попытки происходят именно сейчас. Мы уже говорили о циклическом испытании на пороге нового витка.  В соответствии с этим непреложным законом вольные и невольные пособники разъединения сами закрывают для себя двери в будущее.

Заглядывая в глубь веков или просматривая рекорды недалёкого прошлого, мы встречаем удивительные судьбы, узнаём о творцах, уровень которых намного превосходил современников. Знакомясь подробнее с их биографией, мы неизменно обнаруживаем участие в их судьбе светлых сил, догадываемся о наличии у них учителя. И совершенно разные на первый взгляд характеры обнаруживают сходство. Малый художник может творить, не догадываясь об источнике своего творчества, но большой сознателен и в главном: он знает поток, питающий его сердце. Он осознанно участвует в общем строительстве. Здесь пролегает незримая граница между мирами. Прекрасно ещё на земле открыть дверь в Небесное Единство, стать проводником для образов красоты, оказаться в пространстве Любви-Мудрости! В случае Николая Александровича эта незримая множествам победа ясно обозначена непростой земной судьбой, которую он смог пройти, сохранив верность Учителю и Любимой во всех испытаниях. 

 
www.uranov.ru