Обновления
Новости
Урановские чтения
Биография, воспоминания
Труды  Уранова
Правда об Уранове
Галерея

Урановские чтения г.Санкт-Петербург 21 марта 2005

Размышления о живописи Н.А.Уранова

 А.Е.Попов – ведущий архитектор, архитектурно-проектная фирма «Ретро».

 

1. Творчество Н.А.Уранова в воспоминаниях Л.И.Урановой (фрагменты биографии).

2. Отношение Н.А.Уранова к творчеству.

3. Живопись как элемент творчества Н.А.Уранова.

 Н.А.Уранов, последователь Н.К.Рериха, был многогранно талантлив. Как отмечал один из ближайших учеников Н.К.Рериха – А.П.Хейдок: «…Хочется отметить его высокую одаренность: он написал несколько прекрасных музыкальных пьес, которые сам же исполнял на пианино, живописал, сочинял стихи, проявлял большие астрологические познания, давал глубоко философски обоснованные советы многочисленным вопрошателям…».

Поэтому, делая акцент на живописи Николая Александровича, необходимо рассматривать её в контексте со всем его творчеством. И для того, чтобы подробнее ознакомиться с этой гранью его таланта, заглянем в страницы его биографии.

 Вспоминая Уранова, Лидия Ивановна Уранова отмечает: «Он был четвертым ребенком в семье. Детство его проходило в знаменитой Маньчжурской тайге. Там на станции Вэйшахэ существовали угольные копи, где его отец работал управляющим. В их семье все дети были талантливы, все рисовали, писали стихи, играли на фортепьяно. Обе сестры были даже профессиональными художницами. Старшая сестра занималась прикладным искусством, а средняя в последнее время работала декоратором в Новосибирском драматическом театре. Брат тоже рисовал, хотя был инженером по специальности».

«Он был таким же человеком, как и мы с вами, со своими человеческими слабостями и достоинствами, но одно совершенно бесспорно, это то, что он был человеком творческим с самого раннего детства. Лет 8–10 он издавал свой семейный журнал. Сам его сшивал из бумаги, иллюстрировал, писал в него рассказы. Текст был написан красивым каллиграфическим почерком, который сохранился у него на всю жизнь. В те годы дети увлекались рассказами об индейцах. Вот и он писал рассказы на эти темы и рисовал индейцев. Два таких журнала у него сохранились, и он мне их показывал. Это было удивительно для такого маленького ребенка».

«Н.Уранов рисовал всю жизнь, и хотя он никогда этому не учился, профессиональные художники высоко оценивали его картины. Он писал стихи, повести, играл на рояле, сочинял музыку. Всему этому способствовала близость к прекрасной природе. Он очень любил тайгу и горы, в городе он чувствовал себя как птица в клетке. В молодости он был очень здоровым и жизнелюбивым человеком; в 31 год, когда мы с ним встретились (вспоминает Л.И.), он выглядел гораздо моложе своих лет. Мне было в это время 19. Мы поженились, а через 6 месяцев Маньчжурия была занята советскими войсками, и в числе 13 тысяч Н.А. попал в сталинские лагеря. Через 11 лет, после смерти, Сталина, он был освобожден и реабилитирован, как необоснованно осужденный…».

«Большую часть срока Н.А. работал на лесоповале, и лишь последние годы ему посчастливилось попасть в лагерную мастерскую, где работали профессиональные художники заключенные, они выполняли заказы для театров, гостиниц, клубов, писали портреты вождей. И там работы Н.А. оценивались как одни из лучших».

И далее Лидия Ивановна упоминает: «В 1956 году мы снова встретились и поселились в сибирском поселке Вихоровка, Иркутской области. Опять нас окружала тайга, красивая природа, опять писались стихи, картины, сочинялась музыка. Творческие способности Н.А. проявлялись и в быту, он постоянно что-то усовершенствовал в нашей жизни: то делал настольную лампу, то особый замок на двери, то сигнализацию в сарае, где стоял мотоцикл. Н.А. мог все ремонтировать сам, включая телевизор, когда таковой появился у нас. Все время его мысль работала творчески. Вставал Н.А. рано, в три часа ночи, и работал часов до 7 утра, в эти часы лучше всего думалось и писалось…».

«Мы продолжали жить в Сибири, работали врачами в лагерной больнице. Часто ездили в лес, сначала на велосипедах, а потом на мотоцикле.

В это время Н.А. также занимался фотографией и делал слайды прекрасной сибирской природы. Ему очень хотелось рисовать, он нарисовал несколько картин, писал стихи, но потом понял, что времени у него осталось мало, и он полностью занялся Учением, оставив только музыку…».

Затрагивая отношение Н.А.Уранова к творчеству в целом и живописи, как элементу его творчества в частности, хочется обратиться к его статье «Творчество – удел и долг каждого человека», где он пишет: «Помню, уже в детстве я чувствовал сильнейшее желание творить. С другом моего детства перед началом каждого нового месяца мы собирались, чтобы составить план и подписать письменное обязательство его выполнения. Замахивались мы широко, но выполняли обязательство плохо. Все же и те ничтожные обязательства, которые выполнялис, сложили фундамент наших будущих жизней. Мы брались за всё: писали прозу и стихи, рисовали и сочиняли музыку, изобретали и даже заключали договора на установление между нами альтруистических отношений, т.е. занимались высшим искусством: в масштабах нашей дружбы творили личные отношения…».

И далее: «И для человека, и для человечества в целом, в аспекте его развития, самое важное не результат его творчества, но творчество само по себе, ибо творческий процесс развивает внутренние силы человека, и если бы все люди сознательно развивали их, то человечество продвинулось бы вперед по лестнице эволюции несравненно скорее, минуя все ужасы, порожденные разложением энергии, предназначенной для творчества и неиспользованной по назначению.

Не следует только ограничивать формы творчества. Пусть для кого-то это будет поэзия, музыка, живопись, но другой познает вдохновение и восторги творчества в строительстве городов и зданий, в шитье одежды или обуви, в создании мебели или изобретении машин. Не важны не только результаты творчества, но и те формы, в которых кипит творческая энергия. Важно пылание, вдохновение и творческий восторг. В этом любой сапожник может сравняться с композитором, и булочник с художником».

Уже в ранних живописных работах Н.А.Уранова прослеживается его стремление к Красоте. Причем через Красоту природы родного края он постигает Красоту Беспредельности. Позже в статье «Красота» он пишет: «Представление о Красоте зависит от широты сознания». И его сознание с годами расширилось до Красоты познания Учения.

Обращаясь к Красоте природы, он отмечает, что в природе Божественное ощущается так близко, где

                                   «В тихом таинстве степных раздолий,

                                   В дикой прелести лесной глуши

                                   Ничего нет трудного для воли

                                   И мучительного для души».

С раннего возраста, изображая природу, её заоблачные дали с манящими горизонтами, открытыми пространствами, Уранов постепенно приобщался, как он говорит, к Потрясающему Понятию Беспредельности – пределу человеческого разума, который он никогда не перешагнёт.

Большинство живописных его работ композиционно построено на увлечении зрителя от деталей переднего плана через многоплановость к беспредельности.

Восхищает умение Уранова создать ощущение присутствия в данной местности, огромной выразительности и настроения и вызывает желание побывать в этих прекрасных местах. Особенно ему удается показать движение к беспредельности через воду и облака.

Живописные работы Николая Александровича светлые, радостные. В них ощущается лиризм и поэзия, а его стихи изобилуют лирическими отступлениями и пейзажными зарисовками, такими как в этом стихотворном произведении:

                                   «Сияло солнце золотое

                                   Над грозной горною грядой,

                                   Где пики в небо голубое

                                   Врезались белою парчой.

 

                                   А там, где пропасти синели,

                                   Где стлали тени облака,

                                   Вползала в трещины ущелий

                                   Змеёй серебряной река.

 

                                   На берегах её светлели

                                   Заплаты редких деревень,

                                   Где жизнь качалась, как качели,

                                   Из царства сна в кипящий день».

Всё творчество Н.А.Уранова, и живопись в частности, пронизано огнём, который, как писал Н.А., «есть сила, побуждающая к творчеству. Когда она овладевает творцом, он как бы «вдыхает» её из высших сфер и «выдыхает» в виде творчества форм и отношений между людьми… Эти огни вызывают высшие творческие стремления в окружающих, хотя окружающие могут ничего не знать об этом и никогда не узнать в дальнейшем, какие спасительные стремления индуктировали в их сознании его вибрации. Нередко они не только не замечают своих благодетелей, но часто являют многие знаки неблагодарности, и даже предательство. Правда, благодетельные лучи огненосца не только порождают благо, но и разят все темное, злое не соответственное эволюции.

Таким огненосцем был и сам Н.А.Уранов, чья жизнь является подвигом и после его ухода зажигает и озаряет пониманием и признанием всех тех, кто ищет совершенствования.

Ç
www.uranov.ru